РУССКИЕ НЕ ВЗЯЛИ КИЕВ ЗА ТРИ ДНЯ
…или «Подъехало немного аналитики, тактики и стратегии».
Как часто вы слышали от укропов (и от сочувствующих им в нашей стране) фразу «Вторая армия мира, а не взяли ни одного крупного города! Грозились взять Киев за три дня, а в итоге не взяли. Позорище!». Слышали?
Ну вот теперь давайте немного вернёмся в историю и поговорим. Большинство из вас наверняка воспринимают сражения, которые проходили лет так 200 назад - например, Бородинская битва - как «одна стенка солдат идёт на другую стенку солдат, а потом рубятся на саблях и стреляют друг в друга ядерным оружием (старые пушки, стреляющие ядрами)». Отчасти так это и было, потому что тогда вовсю процветала линейная тактика крупных формирований войск, потому что оперативно управлять разрозненными группами войск тогда было просто невозможно. Но если посмотреть на карты сражений (на которые никому не было интересно смотреть в учебниках истории), то там можно увидеть разные стрелочки, которые показывают манёвр различных подразделений этих войск.
Чтобы было понятнее – приведу наипростейший пример без привязки к какому-либо сражению.
1. Армия противника продвигается по нашей территории с целью выйти на определённые рубежи.
2. Чтобы остановить её продвижение ей навстречу выдвигается наша армия.
3. Они встречаются в определённом месте (которое уже, возможно, подготовлено нашей армией к обороне).
4. Армия противника не может двигаться дальше. И не может просто взять, и обойти нашу армию по совершенно понятным причинам – из-за риска получить удар от нашей армии во фланг или вообще в тыл. Т.е. действия армии противника уже ограничены на этом рубеже, потому что хотят они или нет, но они вынуждены реагировать на это.
5. Как только армия противника встаёт, то ей во фланг или вообще в тыл манёвренное подразделение нашей армии наносит быстрый и наглый удар, а затем вообще создаёт видимость крупномасштабного наступления на этом же направлении. И на это армия противника тоже вынуждена реагировать даже если это всего лишь видимость наступления. Потому что если ты не отреагировал, а эта «видимость» вдруг оказалась вовсе не видимостью, а настоящим наступлением крупных сил – то последствия для тебя будут очень и очень серьёзными.
6. Вот армия противника реагирует на этот маневренный удар во фланг, отвлекает на него немалую часть сил и средств, а в этот момент основная часть нашей армии ввязывается в сражение с основной частью армии противника – та самая «стенка на стенку».
7. Обе армии сходятся в этом сражении и в момент наивысшего накала боя на тот рубеж, где наши маневренные подразделения до этого делали видимость наступательных действий, выдвигается резерв нашей армии и очень больно врезается во фланг армии противника.
После этого противник либо разбит полностью, либо частично разбит и выходит из боя с большими потерями. Но основная задача выполнена – противник не может двигаться дальше.
И этот принцип применялся в огромном количестве сражений – что при битве Македонского при Гавгамелах, что при битве Кутузова при Бородино. И даже, например, в Сталинградской битве тоже применялся этот принцип, если смотреть не на тактику боёв пехоты и танков в городе, а на большие стрелки манёвров войск - что наших что немецких. Опять же в качестве примера уже более современная Сталинградская битва.
1. Противник завяз в городских боях и не может двигаться.
2. СССР наращивает группировку войск, достаточную для ведения наступательных действий.
3. Часть советских войск сковала действия соседних армий (противника), и они не могут прийти на помощь армии (Паулюса) в городе.
4. Другие части советских войск окружили город и сделали там тот самый «сталинградский котёл». Т.е. немецкая армия в городе оказалась отрезана от снабжения боеприпасами, едой, водой, медициной и прочими жизненно важными вещами. Снабжение по воздуху, которое им обещали, ожидаемых результатов не возымело.
5. Как итог – полный разгром окружённой группировки немецких войск, которая осталась без снабжения зимой в полностью разрушенном ими городе, и вопрос её капитуляции стал уже вопросом времени.
Ну а теперь возвращаемся обратно к тому, что русские не взяли Киев за три дня.
Большинство из тех, кто в интернете смотрит новости о войне, видят в основном подбитую технику и какие-то эпизоды боёв за населённые пункты. Причём если смотреть то, что снимают «с той стороны конфликта», то технику уничтожают только у нас. И если судить только по этим видео – то мы тут и там проигрываем – то колонну разобьют, то самолёт собьют, то танк подожгут и от него танкисты разбегаются в разные стороны и т.д.
Ну…это война. И на войне подбивают технику. И люди гибнут. В том числе и наши военнослужащие. И военнослужащие ДНР и ЛНР.
Но давайте откроем карту и посмотрим глобально на то, что происходило и происходит всё это время.
1. Под Киевом в начале конфликта стояла почти 100-тысчаня группировка ВСУ. Которую нужно было удерживать на месте чтобы она не пришла на помощь другой группировке ВСУ, которая стояла перед Донецком и Луганском, готовясь наступать на Донбасс. Поэтому туда со стороны Белоруссии зашла группировка армии РФ и начала наносить удары на киевском направлении. Т.е. 100-тысчсная группировка ВСУ застряла там чтобы не дать взять Киев. На помощь она ни к кому не придёт.
2. Почти что 80-тысячная группировка ВСУ стоит в Одессе. Поэтому туда отправляют 30-тысячную группировку армии РФ из Крыма и одновременно закрывают море при помощи Черноморского флота. Эта 80-тысячная группировка уже тоже никуда не сдвинется.
3. На Донбассе стоит 100-тысчаня группировка войск и её тоже нужно удержать. Поэтому по ней начинают работать подразделения армии ДНР и ЛНР при поддержке ВС РФ. Т.е. эти 100 тысяч ВСУ тоже никуда не могут сдвинуться. Т.е. все три группировки уже никуда не могут сдвинуться, потому что им нужно удерживать на своих позициях армии РФ и Л/ДНР.
4. Одновременно с этим ракетно-бомбовыми ударами выбивается основная часть авиации, флота и ПВО Украины, наносятся удары по всем крупным аэродромам, давая возможность уже нашей боевой авиации эффективно наносить удары по объектам инфраструктуры ВСУ.
5. А потом армия РФ начинает действия на направлении Мариуполя, чтобы заполучить сухопутный коридор до Крыма чтобы дать возможность подвозить топливо, боеприпасы и технику по земле. И Мариуполь здесь – единственная значимая преграда. Поэтому за этот город так упорно велись бои. Это город, взятие которого действительно играло роль в первой части операции. Взятие остальных городов не имело никакого смысла. В том числе и Киева. Потому что невозможно взять, удержать и контролировать такой город как Киев теми силами армии РФ, которые были туда отправлены. И взятие столицы само по себе вообще ничего не даёт. Равно как и невозможно было взять и удержать Харьков теми силами.
А теперь пролистываем новости с 24 февраля до того момента, как войска РФ отошли из Киева, и замечаем одну «маааленькую» вещь – всё это время российская авиация уничтожала топливные хранилища и склады боеприпасов ВСУ. Мы понимаем, что фраза «уничтожили склад горючего» звучит не так героически, как «уничтожили 20 танков ВСУ». Но задайте себе вопросы – а на чём ездит танк? А что заливается в самолёт/вертолёт чтобы он полетел? А что из себя представляет танк, в котором нет снарядов? Это просто куча дорогостоящего бесполезного железа.
Это и была цель первой части операции – лишить или как минимум сильно огранить возможности манёвра группировок войск под Киевом и под Одессой, сделав такую расстановку сил, которая была нужна. Да, топливо можно подвозить снова. Но его уже не получится подвозить в тех количествах, которое нужно для манёвров крупных сил. Плюс ко всему, вовсю уничтожаются крупные транспортные узлы, железнодорожные тяговые подстанции, аэродромы и т.д. Эти силы ВСУ просто не могут совершить крупный манёвр. А тем временем группировка войск ВСУ на Донбассе потихоньку начинает испытывать проблемы со снабжением – водой, едой, припасами. Пока это не так ощутимо, но это вопрос времени.
И вот в середине апреля начинается вторая часть операции, где планомерно ведётся уничтожение этой группировки ВСУ без опасения, что к ним на помощь придёт другая крупная группировка – потому что никто из них не в состоянии двигаться крупными силами. Вот и всё.
Поэтому, когда начинается нытьё по поводу «Русские не смогли взять Киев» - да его никто и не собирался брать. Задача была связать там группировку ВСУ и лишить возможности маневрировать.
Да, Русские отошли от Киева. Потому что больше не надо удерживать ту группировку – она и так не сможет сдвинуться. Любые передвижения крупных сил и так видны и могут уничтожаться авиацией.
Или когда начинается вой по поводу «Всё говорят про скорое окружение группировки войск ВСУ на Донбассе, а всё никак не окружат. А как вы себе представляете такой манёвр как «окружение»? Как «спокойно проехали за 1-2 дня на танках в тыл противника и окружили? Да нет – это может занимать недели или месяцы, потому что продвижение идёт с боями. С боями за населённые пункты, в которых есть мирняк, и которые нельзя просто так взять и сравнять артиллерией с землёй. Продвижение идёт с боями против подготовленного противника, у которого по-прежнему ещё есть боеприпасы, продовольствие. Иногда в городе продвижение 200-300 метров в сутки – это уже значительный успех.
Поэтому судить о чём-либо надо не по видео с подбитой русской техникой – потому что это война и техника в любом случае будет уничтожаться с обеих сторон. И тяжёлые участки на фронте будут. И солдаты наши будут гибнуть – и это ужасно в отношении каждого отдельно взятого солдата и офицера. Но по-другому не получится – это война.
Поэтому судить о чём-либо надо по выполнении или невыполнении каких-то глобальных задач.
Карта на последнем снимке - довольно актуальная расстановка сил на сегодняшний день, 14 мая.
P.S. Статья частично базируется на тезисах аналитика Скотта Риттера о действиях ВС РФ.